Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

 «Она стояла около школы и очень волновалась. Осень сыпала желтые листья. Они бежали по дорожкам, подгоняемые ветром. Один лист прильнул к ее ногам. Она подняла его и улыбнулась: то ли ему, то ли своим мыслям… Это была она, учительница русского языка и литературы, назначенная в наш 5-а классным руководителем. И я, тогда еще десятилетняя девчонка, почувствовала ее волнение, трепет. Хотелось подойти и сказать: «Не бойтесь, мы обязательно подружимся…»

Это отрывок из сочинения одной моей ученицы. С того времени прошло много лет. Первые мои ученики давно выросли. А вот сочинение этой девочки в моей памяти до сих пор.

Как сейчас помню свои первые уроки русского языка и литературы. Какие они были? Наверное, не такие профессиональные и до конца методически грамотные. Но они были моим входным билетом в учительскую профессию.

Учить детей – трудное занятие, самое сложное из всех видов творчества. Ведь учитель творит живой характер.

У меня в жизни был замечательный пример для подражания. В нашу учительницу литературы Епихину Л.Д. мы были влюблены всем классом. Добрая, порой строгая, но всегда ровная в своих отношениях к любому ученику, она сумела достучаться до сердца каждого из нас. Если бы кто задался целью заглянуть на ее урок, он увидел бы следующее: тишина при полной раскованности учеников, доверие к учителю. Тонко, незаметно, без назиданий и окриков, она учила нас любить ее предмет. Зная, что буду поступать на филфак пединститута, хотелось во что бы то ни стало быть похожей на нее.

На своих уроках я стараюсь быть не только педагогом, но и воспитателем. Я стремлюсь не просто дать своим ученикам знания, но и извлечь из классической литературы высокие нравственные уроки. Меня всегда огорчает и возмущает, что ребята, читая учебник и произведения по программе, воспринимают Онегина и Печорина, Андрея Болконского и Наташу Ростову всего лишь как образы, как представителей давно прошедшего времени, другого мира. А ведь произведения классической литературы дожили до нашего времени и переживут его именно потому, что несут в себе ответы на многие вопросы, которые волновали и всегда будут волновать человечество. Каждого человека. Надо только уметь читать такие книги, - а это нелегко. В настоящей литературе суть заключена не в одном сюжете, а нередко и вовсе не в нем. Дело все в том, почему именно так, а не иначе чувствуют, думают, поступают люди. Только поняв глубокие, не лежащие на поверхности причины переживаний и поступков героев, мы сможем горевать и радоваться вместе с ними, открывать что-то очень важное для себя. Я хочу, чтобы мои ученики полюбили литературу, чтобы не было у них страха перед уроком и на уроке, а было желание думать, размышлять, спорить.

Я учу ребят думать над книгой, постигать мысли автора, вслушиваться в его голос. Как-то в одном из журналов я прочитала, что увлекаться разными новшествами – это уж слишком, чересчур; превращать урок литературы в какое-то зрелище, комедию – не обязательно. Ведь главное на уроке – это работа. Целиком согласна со второй частью высказывания. Да, работа главное. А разве нестандартные темы занятий нацеливают на что-либо другое? Да, класс не стадион, не концертная площадка, не арена цирка, но не следует забывать и того, что на уроке литературы изучается произведение искусства, что на этих уроках (и ни на каких других!) идет сложнейший процесс воспитания личности и что под словом «работа» можно понимать разное: долбежка, натаскивание или творчество, труд ума и души.